ШТРИХИ К БИОГРАФИИ
Из воспоминаний дирижера Э.Гулбиса, учившегося в консерватории вместе с А.С.Карамановым
Алемдар Караманов ушел от нас 3 мая 2007 г. Признанный, и не признанный.
Нет музыканта, который не знал бы имени Караманова, его невероятных природных данных, о которых можно говорить только в значении «превосходные». Память, слух, работоспособность, пианизм, разносторонние знания, могучая, динамическая стихия творчества – все-все это в превосходной степени. Кроме одного: он не занимался устройством своего быта, «проталкиванием» своих сочинений. Он был слишком во власти воплощения своих грандиозных космических сочинений.
Караманов родился 10 сентября 1934 г. в Симферополе. Отец его по происхождению турок – Сабит Темель Кагырман бежал из Турции в Крым. Судьба отца комозитора трагическая: в 1944 г., когда из Крыма были департированы народы, Сабита Темеля обвинили в контрреволюционной деятельности и осудили на 8 лет, выслав с полуострова в Кемерово. В 1953 г. он был освобожден, но ему не разрешалось вернуться в Крым.
Спустя три года после смерти отца, в 1958 г. Алемдар окончил Московскую консерваторию, где он учился у С. С. Богатырева (композиция), В. А. Натансона (ф-но). В аспирантуре (1958-1963 гг.) он числился у Д. Б. Кабалевского, но фактически занимался у Т. Н. Хренникова, который очень высоко ценил талант Караманова.
Наша консерваторская группа, в которую входили Шнитке, Крылатов, Агабабов, как мне помнится, жила только музыкой. И все мы понимали, что рядом с нами – невероятной силы талант. Шнитке прямо заявил: «Мы все таланты, а он – гений».
В 1965 г. композитор вернулся на родину – в Симферополь. Я бывал у него. Помню нашу первую многочасовую прогулку по городу, во время которой Дарик читал и читал мне на память тексты Священного писания. То же самое было и в Москве, в период его работы с Михаилом Ильичом Роммом над фильмом «Обыкновенный фашизм», а когда после многочасового блуждания по городу мы оказались в Союзе композиторов, Караманов сыграл мне «Stabat Mater». Он никогда не сочинял ни за столом, ни за роялем – только «на ногах», и в своей невероятной памяти хранил сочинение сколько угодно времени. «Я ходил, выслушивал это, приходил домой и записывал», - говорил он.
Алемдар Караманов – крупнейший композитор-симфонист нашего времени. Помимо 24-х симфоний, им написаны «Stabat Mater», Реквием, Месса, три фортепианных концерта, огромное количество камерной инструментальной, вокальной и хоровой музыки. Беспрецедентный симфонический цикл из шести симфоний «Бысть» по Апокалипсису представляют собой Восемнадцатая – Двадцать третья симфонии: «Любящу ны» (18-я симфония), «Кровию агнчею» (19-я симфония), «Блажени мертвии» (20-я симфония), «Град велий» (21–я симфония), «Бысть» (22-я симфония), «Аз Иисус» (23-я симфония) – это как грандиозный архитектурный ансамбль К. Росси, в котором выверены все формы, и видно целое, и не пропадают частности.
В начале 90-х годов в Чехословакии и Англии с огромным успехом прошли авторские концерты Караманова. В 1992 г. Крымская автономная республика Украины утвердила гимн на его музыку. В Симферополе с 1996 г. регулярно проходит конкурс молодых пианистов Алемдара Караманова. Его именем названа одна из малых планет Солнечной системы – это Караманов признанный.
Караманов непризнанный – это те его произведения, время которых еще не наступило. Наверняка будущие поколения воспримут его глубочайшие философские сочинения, и его необыкновенно красивая, добрая, щедрая музыка будет служить людям.
Дарик уходил легко. Перед смертью он исповедался, причастился, соборовался. Умирал в полном сознании, даже шутил. Ушел в тот мир с божественной любовью к людям.
|