11 сентября. 2021 года
Начало в 14:00
Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского
Рахманиновский зал
Концерт из произведений Алемдара Караманова
Программа концерта:
«Преступление было в Гранаде» для сопрано, скрипки, флейты и двух фортепиано, памяти Ф. Гарсии Лорки, на текст М. Эрнандеса
Валерия Головко, сопрано
Екатерина Милкина, флейта
Мария Ходина, скрипка
Елизавета Данилина, фортепиано
Саяка Такахаси, фортепиано
Сергей Михеев, дирижер
Третий фортепианный концерт «Ave Maria», 1 часть
Елена Клочкова, фортепиано
Анастасия Милованова, фортепиано
Вокальный цикл «Звёзды» на стихи С. Щипачёва
Николай Круглов, тенор
Елена Клочкова, фортепиано
Музыка для виолончели и фортепиано
Александр Загоринский, виолончель
Елена Лелидис, фортепиано
Цикл из семи романсов «Тебе» для сопрано и фортепиано на стихи А. Сампуровой
Яна Иванилова, сопрано
Алексей Чернов, фортепиано
«Разрушенный храм»,
Танец с ятаганами,
Три фуги (№4, 5, 6) из цикла «Девятнадцать концертных фуг»
Владимир Скоморохов, фортепиано
Пьеса «Harmonicata Goija»
Владимир Гапонцев, гитара
Триптих для фортепиано «Пролог, мысль эпилог»
Михаил Ченцов, фортепиано
Музыка для скрипки и фортепиано
Мария Ходина, скрипка
Саяка Такахаси, фортепиано
Вариации
Алексей Вакер, фортепиано
«Кот-тромбон» для тромбона и фортепиано
Михаил Оленев, тромбон
Татьяна Ровнер, фортепиано
«Государственная классическая академия имени Маймонида»
Центр поддержки и развития современного искусства имени Алемдара Караманова Международная нучная конференция «Искусство как феномен культуры: традиции и перспективы»
14 апреля 2016 г. 17:00
Kонцерт памяти композитора
Алемдара Караманова
(1934 - 2007)
Концерт ведет кандидат искусствоведения Елена Викторовна Клочкова
Москва, м.Новокузнецкая, ул. Садовническая, д. 53/45, Большой зал
Камерная симфония «Посвящение» Алемдара Караманова прозвучала в Стамбуле в исполнении оркестра "Tekfen" Philharmonic дирижер Евгений Бушков. 23 Марта 2013 г. в Зале Luttfi K1rdar Anadolu Auditorium.
24 марта 2012 г. в Калиниградской областной филармонии сотоялся Отчетный концерт Детской школы искусств г. Гурьевска, посвященный 45-летию школы и официальному присвоению школе имени Алемдара Караманова.
В Белгородской филармонии впервые исполнили «Реквием» Алемдара Караманова
Большой вокально-симфонический концерт 29 октября завершил насыщенную концертную афишу месяца. Это был первый концерт филармонического абонемента приглашённых дирижёров «Виват, маэстро!» – с белгородским оркестром работал заслуженный артист РФ Евгений Бушков. Публике была предложена большая и сложная программа и все произведения для Белгорода – премьеры.
Тут есть своя закономерность, ибо за этот год маэстро Бушков приезжает в Белгород в третий раз. Его второй приезд в Белгород в марте 2011 г. состоялся через месяц после первого в феврале. В марте Евгений Бушков, помимо прочего, сыграл современную премьеру – 2-ю симфонию московского композитора Андрея Семёнова, имевшую хороший слушательский успех.
Тогда же в марте дирижёр предложил филармонии подготовить публике ещё одну современную премьеру, что и было исполнено 29 октября. Это исполнение – «Реквием» для 4-х солистов, хора и оркестра ушедшего из жизни 3 мая 2007 г. украинского (крымского) композитора Алемдара Караманова – стало для слушателей настоящим музыкальным потрясением.
Помимо артистов Белгородской филармонии – оркестра, камерного хора под управлением Елены Алексеевой и солистов: заслуженных артистов РФ Светланы Ломоносовой, Нины Стрижовой, Владимира Бойко были приглашены Воронежский хор «Академия» под управлением заслуженной артистки РФ профессора Ольги Николаенко и солиста московского музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко лауреата международных конкурсов Валерия Микицкого (тенор).
«Реквием» Караманова исполнялся во втором отделении после двух чисто симфонических премьер – «Метаморфозы» Adagio для струнных (1944–1945) Рих. Штрауса и Концертной симфонии для скрипки, виолончели, гобоя и фагота с оркестром Си-бемоль мажор (1792) Й. Гайдна.
Переклички первого и третьего произведения программы вряд ли случайны – своего рода траурная ода («Метаморфозы») и траурная месса («Реквием»), но как же они различны по смыслу!
Р. Штраус писал «Метаморфозы» под впечатлением американской бомбёжки Мюнхена, разрушившей оперный театр, с которым была связана вся его жизнь. Надгробный плач по поруганной великой немецкой культуре символизирует короткий мотив из 2-й части («Похоронный марш») 3-й симфонии Бетховена.
Более двадцати минут слушатель погружается в напряжённый, непрерывно-разворачивающийся поток скорби – для оркестра исполнить такую медленную пьесу было, конечно, испытанием, выдержанным достойно.
Концертная симфония Й. Гайдна в трёх частях Си-бемоль мажор опус 84 сочинена в 1792 г. Солисты – артисты белгородского оркестра Ирина Бывальцева (скрипка), Ирина Александрова (виолончель), Сергей Гончаров (гобой) и Константин Лапин (фагот). Живая, жизнерадостная, незаигранная (в Белгороде) музыка источала безмятежность, вздыхала легкой грустью, искрилась радостью.
О композиторе Алемдаре Караманове многие белгородцы впервые узнали на вчерашнем вечере. Знакомство с этой великой музыкальной личностью нашей современности – из разряда тех, что могут перевернуть всю жизнь (как сам композитор в 34 года сделал крутой поворот в своей жизни).
О музыке «Реквиема» мало сказать, что она потрясающая, хотя это именно так. Потрясает единство жизненной философии композитора, запечатленной в звуках его «музыкальной религии», и одновременно простота, доходчивость и открытость его музыкальных исповеданий и его музыкального языка.
«Реквием» создан в 1971 г., но записан в партитуре в 1991г. 12-частная композиция на тексты латинских молитв написана по всем канонам жанра, но, в отличие от траурных месс многих знаменитых авторов прошлого, «Реквием» Караманова – это путь к свету вечной жизни, это обещание надежды.
Сегодня огромнейшее наследие Караманова (композитор писал, в основном, крупные симфонические и вокально-симфонические произведения религиозно-философского содержания) звучит во многих городах и странах.
Евгений Бушков исполнил «Реквием» в Москве в 2005 г. с государственным симфоническими оркестром «Новая Россия» и Государственной академической хоровой капеллой им. А.А. Юрлова. Услышав это исполнение в записи, автор назвал его «совершенным». Это была российская премьера.
У Белгородской филармонии прибавляется поводов для гордости, потому что эта необыкновенная музыка «гения» (словам А. Шнитке) в числе первых российских исполнений с большим успехом прозвучала в Белгороде.
Специально для А-фишки, муз. обозреватель БГФ Нина Синянская (фото А. Черев)
Дата публикации: 30.10.2011
9 октября 2011 г. в Концертном зале Омской филармонии была исполнена двадцать вторая симфония Алемдара Караманова, никогда ранее не звучавшая со сцены. Она входит в цикл «Бысть», охватывающий шесть симфоний — с Восемнадцатой по Двадцать третью. Композитор работал над ним с 1976 по 1980 гг. «Караманов написал Двадцать вторую симфонию для большого состава оркестра. Для ее исполнения мы привлекли двух музыкантов из Екатеринбурга, а также из других омских коллективов, — рассказал художественный руководитель и главный дирижер Омского академического симфонического оркестра Дмитрий Васильев — В составе оркестра впервые звучали 6 валторн, 5 саксофонов, 5 тромбонов, 4 флейты, 4 трубы и более 10 ударных инструментов. Из двадцати четырех симфоний, написанных Карамановым, большинство остается неисполненными. Мне очень хотелось бы внести вклад в популяризацию музыки этого выдающегося композитора».
18 мая 2008 года в Саратовском академическом театре оперы и балета на открытии XXI Собиновского музыкального фестиваля состялась
российская премьера
"СОВЕРШИШАСЯ"
А. Караманова
Симфоническое Евангелие в 10 частях
для солистов, хора и оркестра.
Солисты: лауреат международных и всероссийских конкурсов Рустам Комачков (Москва)— виолончель;
заслуженная артистка России Алла Маркина — скрипка;
Павел Корчагин — тенор,
лауреат международных и всероссийских конкурсов Сергей Сидоров — тенор.
Лауреаты Международных конкурсов Губернский театр хоровой музыки, хор Саратовской государственной консерватории им. Л. В. Собинова.
Концертный детский хор Губернского театра хоровой музыки, хор и оркестр театра.
Дирижер — лауреат Государственной премии РФ, народный артист России Юрий Кочнев.
ОТКРЫТИЕ СОБИНОВСКОГО ФЕСТИВАЛЯ В САРАТОВЕ
Дирижер Ю.Кочнев. Фото Ю.Кабанова.
18 мая 2008 года в Саратовском театре оперы и балета состоялось торжественное открытие XX I Собиновского музыкального фестиваля. Своему рождению в 1986 году фестиваль обязан директору И.Ф.Кияненко и художественному руководителю театра Ю.Л.Кочневу. Фестиваль был назван в честь великого русского тенора Л. В. Собинова, который в 1910–1929 годах, будучи в апогее славы, приезжал на гастроли в Саратов.
Собиновский музыкальный фестиваль – одно из крупнейших культурных событий нашей страны. В мае, когда проводится фестиваль, Саратов становится центром творческой музыкальной и театральной жизни.
Традиционно программа Собиновского фестиваля включает в себя все жанры музыкального искусства. Как всегда в афише фестиваля представлены и премьерные спектакли сезона, в этом году – это оперы «Бал-маскарад» Дж. Верди, «Севильский цирюльник» Дж. Россини и полюбившийся публике театрализованный концерт «В стиле ретро» на музыку И. Дунаевского.
Как правило, открывается Собиновский фестиваль исполнением масштабных, редко звучащих уникальных произведений. И XXI поразил слушателей российской премьерой грандиозного симфонического цикла из 10 частей по четырем Евангелиям «Совершишася» Алемдара Караманова. Цикл написан для увеличенного состава оркестра, большого и детского хоров, солистов (виолончели, скрипки, тенора). Алемдар Караманов (1934-2007) – выдающийся композитор-симфонист нашего времени. Им создано 24 симфонии, среди которых два макроцикла: «Соврешишася» по четырем Евангелиям и «Бысть» по Апокалипсису, «Stabat Mater», Реквием, Месса, три фортепианных и два скрипичных концерта, увертюры для оркестра, огромное количество камерной инструментальной, вокальной и хоровой музыки.
Творчество Караманова, пребывавшее в забвении в советский период, в последнее время вызывает огромный интерес, обусловленный выдающимися художественными достоинствами музыки композитора. Музыка Караманова – это «воплощенная в звуках религия». Она уникальна по степени погружения в мир вневременных истин, осмысленных глубоко верующим человеком. «Религия как первичный импульс порождала мое вдохновение, поднимала на новую высоту все мое творчество» - говорил композитор. «Совершишася» - так величественно и возвышенно звучит на церковнославянском языке последнее слово Христа на кресте. «Симфоническое музыкальное Евангелие» называл «Совершишася» Алемдар Караманов.
Попытки частично исполнить «Совершишася» предпринимались не раз, начиная с 2000 года. Однако полностью цикл прозвучал лишь 13 декабря 2006 года в Киеве. Исполнение «Совершишася» на Собиновском фестивале – это не только российская премьера, но и первое музыкальное прочтение, наиболее близкое к авторскому замыслу, прежде всего благодаря высочайшему мастерству исполнителей. Впечатляющий успех, с которым была встречена премьера этого сложнейшего произведения – результат кропотливой работы большого коллектива Саратовского театра оперы и балета, солистов: лауреата международных и всероссийских конкурсов Р. Комачкова (Москва) — виолончель; заслуженной артистки России А. Маркиной - скрипка; П. Корчагина — тенор; лауреата международных и всероссийских конкурсов С. Сидорова — тенор; лауреатов Международных конкурсов - Губернского театр хоровой музыки , хора Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова, концертного детского хора Губернского театра хоровой музыки, хормейстеров – Заслуженного деятеля искусств России Л. Лицовой, Заслуженной артистки России Л. Тадтаевой, А. Николаевой. И, конечно, прежде всего, симфонического оркестра, хора и дирижера – лауреата Государственной премии РФ, Народного артиста России, Юрия Кочнева. Благодаря его подвижнической деятельности и высочайшему профессионализму произведение А. Караманова впервые прозвучало во всем своем совершенстве.
Творческая деятельность Юрия Кочнева разнообразна и плодотворна. С 1975 г. он является главным дирижером, а с 1991 г. – художественным руководителем Саратовского академического театра оперы и балета. С 1986 г. - организатор ежегодного Собиновского фестиваля, с 1999 г. – председатель жюри Конкурса конкурсов, проводимого в рамках этого фестиваля. Юрий Кочнев награжден специальным призом «Золотая Маска» Национального театрального фестиваля (1998 г., Москва) неоднократно призом «Золотой Арлекин» на областном театральном фестивале. Он разработал и организовал проекты «Оперные театры России на саратовской сцене», «Парад дирижеров России на саратовской сцене». В 2002 году акция «Оперные театры России на саратовской сцене» была удостоена Гранта Президента России. В 2003 году газета «Музыкальное обозрение» назвала его «Дирижером года».
На пресс-конференции, состоявшейся после открытия XXI Собиновского фестиваля, Ю. Кочнев поделился впечатлениями о музыке Караманова, назвав его одним из крупнейших композиторов нашего времени, и отметил, что «Совершишася» трудно сравнить по масштабности замысла с каким-то другим сочинением в отечественной музыке. Он также рассказал о работе над исполнением этого произведения, которое прозвучало в день открытия фестиваля в сопровождении видеоряда, иллюстрирующего важнейшие библейские события, раскрываемые музыкой.
Директор Академического театра оперы и балета и директор Собиновского фестиваля, Заслуженный работник культуры России Илья Федорович Кияненко в приветственном слове фестивалю подчеркнул, что: «Престиж Собиновского фестиваля растет с каждым годом, он демонстрирует свою жизненную силу, богатейший потенциал отечественной исполнительской школы». Добавим, что фестиваль раскрывает и неиссякаемый творческий ресурс талантливых российских музыкантов, бескорыстно стремящихся к возвращению из забвения произведений великих авторов.