ЦЕНТР ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА
им. АЛЕМДАРА КАРАМАНОВА

«Иисус Христос явился мне духовным образом. Я его не видел своими плотскими очами. Он проникнул всю мою сущность Духом Святым и поднял на небо. И я ходил три дня на небесах, а потом стал писать музыку и дух запел».


Алемдар Сабитович Караманов (1934 - 2007) - уникальное явление в музыкальном космосе современности. В наше время, когда в серьезной музыке барометр исторических стилей устойчиво стоит на отметке "постмодерн", явился музыкант феноменального дарования, указавший своим творчеством иные вехи движения. Вопреки канонам усталой, энтропийной культуры, тяготеющей к эклектическому соединению разнородных парадигм (Альфред Шнитке назвал это красивым словом полистилистика), отказавшись от столь модного ироничного цитирования элементов классики или барокко, отринув стиль холодноватой, "вычисленной" музыки сериальных рядов, этот композитор,. прекрасно владеющий авангардистским арсеналом, в своем творчестве дал звуковые картины, рисующие действительные страсти и страдания человека. Его язык мог казаться архаичным для адептов современных течений, его явный отход от авангарда - предательством, его самозаточение в столице Крыма - нелепым самоистязанием провинциала.

Если в ранние годы бунтарский дух молодого композитора влек его в сторону авангарда, то в зрелые годы он, переживший акт духовного просветления как спасительный дар, являющий смысл жизнебытию, постепенно обретал и в итоге утвердил свой новый музыкальный язык. И это произошло в то время, когда в музыке стали немодными задушевность, открытость, понятность, когда не только яркий тематизм объявлялся признаком дурного вкуса, а секвенции - пыльным содержимым бабушкиных сундуков, но исчезала и сама ладо-тональная основа музыки. В то время, когда продвинутые музыковеды говорили о свободном движении смысла, о произвольном скольжении по оси времени и прочих лукавых вещах, Караманов думал и чувствовал другое: есть актуальнейшие проблемы существования человека как субстанции, наделенной душой, духовностью, и именно эта духовность - ключ к спасению, возобновлению и процветанию жизни. Отсюда возникла погруженность композитора в атмосферу воссоздания и звукоописания музыкальными средствами библейских сюжетов.

Упорству нераскаявшегося еретика способствовала его уединенная жизнь в тихом крымском городе, где незакопченное голубое небо и свежая зелень парков и садов отгораживали его от суеты музыкальных столиц. Там крымский затворник не только создавал свои самые зрелые творения, но и выработал (и явил в творчестве) стиль библейской симфонии.

Карамановым написаны два огромных по масштабам симфонических цикла - "Совершишася" и "Бысть". Основа обоих циклов - религиозная программность, базирующаяся на библейских событиях. Но библейские симфонии, при всей их значимости для творчества музыканта, - лишь часть того, что создано композитором огромного таланта и работоспособности.

«Stabat mater» для солистов, хора и оркестра, Реквием для солистов, хора и оркестра, камерная музыка для фортепиано, кларнета, струнных, оркестровые симфонии, увертюры и сюиты, фортепианные концерты, балет, романсы и вокальные циклы, музыка к кинофильмам, концерт для трубы и джаз-оркестра, гимн Крымской республики - это лишь неполный перечень сочинений композитора. Звуковые фрагменты многих из этих сочинений представлены в разделе "Музыка".

Начав сочинять музыку еще ребенком, с шестилетнего возраста, Караманов впоследствии написал немало музыки для детей. Значительная часть его детских пьес сочинена композитором еще в раннем возрасте - до десяти лет. Яркая образность этих сочинений для фортепиано вызывает в памяти известные детские циклы Шумана и Чайковского.

Сегодня с нами нет этого замечательно одаренного и деятельного человека. Он ушел из жизни третьего мая 2007 года. Но его музыка продолжает жить с нами. Слушать ее, сопереживать лирическим героям его произведений, впитывать духовную высоту творений библейских циклов - все это помогает зорче и ярче видеть ту действительную жизнь, которая парит над уровнем усредненности, трафарета, привычных шаблонов восприятия. Мощная звуко-архитектура творений Караманова побуждает в человеке уверенность: зло может и должно быть побеждено, правда и красота будут торжествовать. От нас зависит, понесем ли мы дальше и разовьем ли те идеалы, которые провозглашены творчеством большого композитора нашего времени.



КОМПОЗИТОРЫ И МУЗЫКОВЕДЫ ОБ АЛЕМДАРЕ КАРАМАНОВЕ


Д.Шостакович: Это интересный и оргинальный талант, и его своеобразия нельзя не заметить даже в студенческих работах.


А.Шнитке: Он создал самые замечательные симфонические произведения, которые повлияли на меня в юности и оказывают воздействие сейчас. Алемдар Караманов не просто великий талант. Он гений!


Г.Свиридов: Очень яркое впечатление производят работы А. Караманова. Он, несомненно, обладает сильным, оригинальным дарованием.


Ю.Холопов: Алемдар Караманов едва ли не одним из первых выразил общую тенденцию поставангарда — отход от его крайностей в сторону умеренности и большей традиционности.


Ю.Буцко: Это особенный талант композитора, оригинальный и не подражающий ни одному направлению из тех, которые складываются вокруг него.