ЦЕНТР ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА
им. АЛЕМДАРА КАРАМАНОВА

Министерство культуры Российской Федерации

Московская государственная консерватории имени П. И. Чайковского

Российская академия музыки имени Гнесиных

Российское Шубертовское общество

Центр поддержки и развития современного искусства

имени Алемдара Караманова


МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОРУМ ИСКУССТВ

«РОМАНТИЗМ: ИСТОКИ И ГОРИЗОНТЫ»

ПОСВЯЩАЕТСЯ ПАМЯТИ АЛЕМДАРА КАРАМАНОВА


Get Adobe Flash player

     24-25-26 февраля 2011 г. в Москве в Российской академии музыки имени Гнесиных и в Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского в рамках  Международного Форума искусств «Романтизм: истоки и горизонты» памяти выдающегося композитора современности Алемдара Караманова состоялась Международная научно-практическая конференция.

     По замыслу организаторов, Международный Форум искусств, названный «Романтизм: истоки и горизонты», должен содействовать взаимопониманию между народами  благодаря направленности  на взаимодействие  классических традиций  в искусстве с новыми прогрессивными тенденциями будущего;   на  использование  всего культурного потенциала современности во благо гуманитарного образования;  на эстетическое и духовное развитие  будущих поколений. Форум позволит  установить и расширить  профессиональные контакты представителей различных жанров  искусства,  использовать опыт преподавания многообразных жанров искусства в педагогической практике.  Проведение Форума искусств поможет выявить  современные тенденции в  интерпретации  музыки романтизма и примыкающих к нему предшествующих и последующих эпох в искусстве, а также познакомиться с  современным положением дел в науке о романтизме.                                                          (Т.Русанова).

На конференцию прибыли свыше шестидесяти ученых из разных регионов России, представлены музыкальные вузы, вузы и колледжи искусств, музыкальные театры  – Москвы и С-Петербурга, Татарстана, Башкортостана, Коми, Нижегородской, Кемеровской, Саратовской, Астраханской, Ростовской, Свердловской областей, Пермского, Красноярского и Краснодарского краев, а также Украины, Белоруссии, Литвы.

         Форум искусств  «Романтизм: истоки и горизонты» - это первый крупный проект, организованный совместно РАМ им. Гнесиных, МГК им. П. И. Чайковского, Российским Шубертовским обществом и Центром поддержки и развития современного искусства им. А. Караманова.

     Авторами идеи и организаторами Форума явились гнесинские воспитанники: Заслуженный деятель искусств РФ, лауреат Международных конкурсов, кандидат искусствоведения, профессор кафедры специального фортепиано РАМ  имени Гнесиных, и.о. Президента Российского Шубертовского общества,  - Т. М. Русанова и выпускница академии, лауреат Международных конкурсов, кандидат искусствоведения, доцент, генеральный директор «Центра  поддержки  и  развития   современного  искусства    имени А. Караманова» - Е. В. Клочкова. Шубертовское общество и Центр имени Алемдара Караманова стали инициаторами проведения в Москве этого крупномасштабного мероприятия, охватывающего разные стили и направления музыкального искусства.

         Первым событием Международного  Форума искусств «Романтизм: истоки и горизонты» стал Концерт-презентация 15 апреля 2010 года в РАМ имени Гнесиных.   Профессор Московской консерватории И. В. Степанова, в слове «О романтизме» справедливо отметила, что впервые в Москве открывается мероприятие, посвященное памяти крупнейшего композитора-симфониста нашего времени Алемдара Караманова - «прямого наследника романтической традиции в музыке».

         В подготовке и проведении Международной научно-практической конференции «Романтизм: истоки и горизонты» принимали участие: ректор МГК им. П.И. Чайковского, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, доктор искусствоведения, профессор А.С. Соколов; ректор РАМ им. Гнесиных, Заслуженный деятель искусств РФ,  Заслуженный член Международной ассоциации европейских консерваторий, кандидат педагогических наук,  профессор

Г.В. Маяровская; проректор по научной и творческой работе МГК им. П.И. Чайковского, член Президиума Российского Шубертовского общества, доктор искусствоведения, профессор К.В. Зенкин; проректор по научной работе РАМ им. Гнесиных,  член Союза композиторов РФ, кандидат искусствоведения, профессор Т.Ю. Масловская; Заслуженный деятель искусств РФ, член Президиума Российского Шубертовского общества, доктор искусствоведения, профессор МГК им. Чайковского Е.М.Царёва; заведующая кафедрой аналитического музыкознания РАМ имени Гнесиных, ведущий научный сотрудник Государственного  института искусствознания, доктор искусствоведения, профессор  И.П. Сусидко;  начальник отдела международных связей  РАМ им. Гнесиных, ведущий научный сотрудник Государственного института искусствознания, доктор искусствоведения, профессор  Т.В. Цареградская; заведующая редакцией издательства «Музыка» М.С.Городецкая.

           Ректор Российской академии музыки  имени Гнесиных Г. В. Маяровская,  в своем поздравлении участникам конференции выразила уверенность в том, что «сотрудничество в рамках Форума будет ярким и плодотворным, создаст возможность эффективного общения и углубления профессиональных контактов между разными образовательными учреждениями не только России, но и всего мира. Форум, посвященный памяти Алемдара Караманова, поможет по достоинству оценить личность и музыку  выдающегося композитора,  положит начало тому, что произведения Караманова займут достойное место в музыкальном мире современности». 

         Ректор МГК им. П.И. Чайковского А. С. Соколов в своем приветствии Форуму отметил, что «заявленный Форум призван стать  крупномасштабной и  долговременной акцией, направленной на развитие самых разных областей современной музыкальной культуры России: композиции, музыковедения, исполнительского искусства. С романтизмом в нашем сознании  связаны самые прекрасные и смелые порывы  человеческой души: порывы к идеалу, стремление достичь цели, невзирая  на кажущуюся невозможность  этого достижения. А музыка – оплот романтизма, и, даже сейчас среди множества языков, стилей, техник,  – неоромантическая составляющая  очень важна и существенна, о чем  так выразительно свидетельствует творчество нашего современника Алемдара Караманова. Востребованность романтической традиции сегодня – это знак связей эпох  и поколений, это показатель  укрепления духовных основ нашей культуры».

           В своем приветствии участникам конференции Е. В. Клочкова рассказала об особенностях предстоящей конференции: «У Евгения Евтушенко есть такие строки «Эпохи сила основная не в тех, кого все  узнают, а в тех, кого еще узнают». Алемдару Караманову в 2009 году исполнилось бы 75 лет. Творчество Караманова в последнее время вызывает огромный интерес,  о чем свидетельствуют, прежде всего,  исполнения его сочинений, которые состоялись в последние несколько лет и стали крупными событиями музыкальной жизни России. Одно из самых ярких – это Российская премьера 10-ти частного симфонического цикла «Совершишася» по четырем Евангелиям на Открытии Собиновского фестиваля в Саратове. (Дирижёр Народный артист России, Лауреат Государственной премии Юрий Кочнев). Изучение и осмысление необъятного творчества Алемдара Караманова будет  продолжено. Оргкомитет Международной конференции: «Романтизм: истоки и горизонты» включил в расписание её работы прослушивание редких уникальных записей музыки Караманова. Мы уверены, что это позволит участникам конференции и слушателям лучше узнать музыку крупнейшего симфониста нашего времени, которого многие его выдающиеся современники называли гением».   

         На Международной научно-практической конференции «Романтизм: истоки и горизонты» прозвучали доклады, охватывающие самые разнообразные вопросы, касающиеся осмысления романтической традиции  в философии, музыке, живописи, литературе:  «А. В. Михайлов о романтизме» (Е. М. Царева), «Романтизм как вид художественного философствования» (А. А. Игламова),  «Романтическое чувство времени в музыке и живописи» (К. В. Зенкин, Е. В. Ровенко), «Карл Дальхауз: герменевтическая модель «абсолютной» музыки у романтиков» (М. Е. Пылаев), «От романтизма  к модерну» (И. А. Скворцова), «Яворский. Шопен и Лист: к пониманию романтического в 20-е годы» (Т. В. Цареградская), «Феномен программности: от романтизма к поставангарду» (А. А. Амрахова).

          Многие заявленные темы конференции отражали исследование вопросов, связанных с динамикой развития музыкального искусства от классики  к романтизму: «Франц Шуберт «Sonate Oubliee» (первое представление в России)»   (Т. М. Русанова), «Дж. Россини и романтическая форма» (И. П. Сусидко), «Сен-симонизм как один из источников формирования музыкального романтизма во Франции» (В. А. Фролкин), «Романтические грезы: фортепианная культура России первой трети Х1Х века» (Н. П. Толстых) и др.

         Целый блок докладов был посвящен осмыслению романтических тенденций  в  искусстве XX века: «Шостакович. Текст. Подтекст. Сверхтекст. Между романтикой летописи века и «чистой» музыкой» (И. Г. Райскин), «Романтические архетипы в жизни и творчестве Алемдара Караманова» (Е. В. Клочкова), «Трио-каприччио П. Юона – от романтизма к ХХ веку» (Т. Е. Неровная), «Шубертовские аллюзии в музыке  современных композиторов, на примере произведений  О. Нарбутайте и В. Холщевникова» (В. А. Карнаухова), «Облик Шопена и Шуберта в литовской музыке эпохи постмодернизма» (А. А. Журайтите) и др.

         Широко была представлена и освещена тема «Музыка в литературе: от романтизма к XX веку»: «Бахианские мотивы в художественной прозе Х. Кортасара» (К. А. Жабинский), «Куприн: «Вот сейчас я вам покажу в нежных звуках жизнь…» (И. В. Степанова), «Музыкальная организация литературного произведения (на примере романа Ивана Шмелева «Солнце мертвых»)» (Е. И. Чигарева), «Об эпиграфе рассказа А. Куприна «Гранатовый браслет» (к истории художественного текста)» (Е. В. Титова), «Музыка и звучащее в поэтическом мире Ивана Шмелёва» (Е. С. Садовникова). Обсуждение коснулось и проблем жанра балета: «Мифологические и аллегорические образы в романтических балетах» (А. П. Груцынова), современного состояния жанра оперы: «Современная отечественная опера-ремейк: рецепция XIX века» (Г. В. Заднепровская).

         Конференция прошла в режиме ярких, запоминающихся обсуждений, острой полемики. Все это еще раз доказало жизнеспособность крупных мероприятий, создающих возможность общения, представления новых  научных идей и обмена исследовательским опытом между учеными разных национальных школ и поколений.

         Следующие мероприятия Форума –  Международные конкурсы музыкантов- исполнителей, композиторов и педагогов «Романтизм: истоки и горизонты»,    памяти А. Караманова. Конкурсы пройдут в Москве (с 18 по 26 июня 2011 г.) и в Крыму (с 8 по 15 июля 2011г.). В конкурсах в четырех возрастных категориях смогут принять участие профессиональные певцы, музыканты, композиторы, педагоги. Номинации конкурсов разнообразны и охватывают многие жанры музыкального искусства: фортепианное исполнительство (сольное и в ансамбле), вокальное и инструментальное, камерно-ансамблевое  мастерство, композицию, исполнение на народных инструментах.

         Начало Форуму было положено Концертом-презентацией и Международной научно-практической конференцией, продолжение – это музыкальные соревнования, предоставляющие прекрасную возможность проявить талант и профессионализм, творческую устремленность и энергию, осмыслить свой вклад в развитие  современного искусства.

                                                                                                      Виктория Манова, Петр Яковлев



Конференция


Участники