ЦЕНТР ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА
им. АЛЕМДАРА КАРАМАНОВА

Руководство Центра поддержки и развития современного искусства
имени Алемдара Караманова


Художественный руководитель
Русанова Тамара Марковна Русанова Тамара Марковна — Заслуженный деятель искусств РФ, кандидат искусствоведения, профессор ВАК, профессор Российской академии музыки имени Гнесиных, Президент РОО «Шубертовское общество», Почётный член общества Шуберта в США, лауреат Международных конкурсов.

Родилась на Урале. Окончила ДМШ №2 г. Днепропетровска УССР в 1960 году, Днепропетровское государственное музыкальное училище имени М.И.Глинки в 1964 году — с отличием. Училась в классе по специальности у прекрасного музыканта и педагога, выпускницы ГМПИ имени Гнесиных класса Александра Наумовича Юровского Лидии Ивановны Евсевской (см. очерк в сб. Гнесинский Дом. История учебных заведений. – М.,2015. – 704с.86.илл. С.537-540). В классе камерного ансамбля — у выдающегося педагога-скрипача, выпускника Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского класса Д.Ф.Ойстраха Матвея Борисовича Либермана. В числе 5% учащихся – выпускников музыкальных училищ Украины Т.М.Русанова получила право поступления в высшие учебные заведения Москвы и Ленинграда. По совету своего педагога-гнесинца выбрала и в 1964 году блестяще поступила в Государственный музыкально-педагогический институт имени Гнесиных, в класс выдающейся пианистки, профессора, кандидата искусствоведения Лины Борисовны Булатовой, (любимой ученицы, ассистента, сподвижника Ел.Ф.Гнесиной, совершенствовавшей мастерство в аспирантуре в классе Г.Г.Нейгауза). В этом же классе Т.Русанова окончила аассистентуру-стажировку. В классах фортепианного и камерного ансамблей, концертмейстерской подготовки занималась под руководством замечательных музыкантов А.Д.Готлиба, Е.М.Славинской, Г.А.Федоренко. Является продолжателем традиций гнесинской фортепианной школы.

Концертная деятельность. Т.Русанова начала выступать с сольными концертами на Украине в возрасте 15 лет. По окончании ГМПИ имени Гнесиных, в течение двух десятилетий, будучи преподавателем, доцентом Уфимского государственного института искусств (ныне имени З.Г.Исмагилова) была солисткой Башгосфилармонии. Это были годы весьма насыщенной концертной деятельности. Наряду с сольными концертами во многих городах страны (Москва, Екатеринбург, Уфа, Орел, Калуга, Магнитогорск, Миасс, Октябрьский, Салават, Днепропетровск и др.), систематически принимала участие в тематических концертах, проводимых УГИИ и Башгосфилармонией. В репертуаре Т.Русановой целый ряд сочинений классиков и представителей барокко, однако, центральное место занимают произведения композиторов-романтиков. В репертуаре сочинения И.С.Баха, Д. Скарлатти, Й. Гайдна, В.А.Моцарта и Л.ван Бетховена, Экспромты и сонаты, а также Фантазия f-moll и другие 4-х ручные сочинения Ф.Шуберта; «Песни без слов», Рондо-каприччиозо и Блестящее каприччио для ф-но с оркестром Ф.Мендельсона; Фантазия, «Фантастические пьесы», «Карнавал», Сонаты fis-moll №1 и g-moll №2, Танцы Давидсбюндлеров Р.Шумана; Баллады, Скерцо, Прелюдии, Ноктюрны, Вальсы Концерт №1 e-moll, а также Рондо для 2-х ф-но Ф. Шопена; Трансцендентные этюды, Этюды по Паганини, «Венеция и Неаполь», «Мефисто-вальс», Венгерская фантазия для ф-но с оркестром Листа; поздние сочинения Брамса, ор.op.76, 116,117,118, пьесы П.И.Чайковского, ряд Прелюдий, Этюдов-картин, Концерты fis-moll №1 и с-moll №2 С.В.Рахманинова, 24 Прелюдии ор.11 и Соната №9 А.Н.Скрябина, 20 Мимолетностей , 1й Des-dur и 3й C-dur концерты С.С.Прокофьева, Прелюдии и фуги Д.Д. Шостаковича. Сочинения башкирских композиторов (З.Г.Исмагилова, Л.З.Исмагиловой, Н.Р.Сабитова).

В печати критикой отмечалось глубинное прочтение Т. Русановой художественного содержания исполняемых сочинений, блестящая виртуозная техника, многообразие и изысканность звучания. Среди камерного репертуара виолончельные сонаты Л.ван Бетховена, Ф.Шопена, Й.Брамса, К.Дебюсси, С.С.Прокофьева, Д.Д.Шостаковича, Р. Штрауса, скрипичные сонаты В.А. Моцарта, Л.ван Бетховена, Й.Брамса и С.С.Прокофьева.

Главенствуют романтики и в записанных Т.Русановой в Москве в Концертном зале РАМ имени Гнесиных CD и DVD: Шуберт Соната с-moll D958, Шуман «Карнавал» op.9, Лист «Мефисто-вальс» №1; Брамс 8 фортепианных пьес ор.76 и Фантазии ор.116. Скарлатти 6 сонат 2000 г.; 2006 г.; 2013 г. (Cм. You tube). В фонде Башкирского радио хранятся записи сочинений башкирского композитора Лейлы Исмагиловой, записанные Т.Русановой.

Редакторская работа. Среди увидевших свет фортепианных сочинений Л.Исмагиловой – центральное место занимает большая соната, вышедшая в редакции Т.М.Русановой. В настоящее время готовятся исполнительские редакции фортепианных сонат Алемдара Караманова. Музыка романтизма стала ведущей в круге научных интересов Т.Русановой.

Научная деятельность. Т.М.Русановой подготовлена и защищена диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения на тему: «Последние сонаты Франца Шуберта. Проблемы композиции и исполнительской интерпретации». Москва, РАМ имени Гнесиных, 2003 год. Вышла монография: Русанова Т.М. Последние сонаты Франца Шуберта. Композиция и интерпретация. Монография. – М.: РАМ им. Гнесиных, 2008. – 212 с., ил., нот.ил., которой присвоен гриф УМО РФ, как труду, рекомендованному в качестве Учебного пособия для студентов музыкальных высших учебных заведений.

Опубликован ряд статей по проблемам музыкального стиля, исполнительской интерпретации, фортепианной педагогики. Среди них: Т.М.Русанова «К проблеме создания творческой интерпретации»// Процессы музыкального творчества. Выпуск третий. Сборник трудов №155/ РАМ им. Гнесиных. – М.,1999. - 236с. С. 217-235; Т.М.Русанова « Поздние фортепианные сочинения Йоганнеса Брамса: исполнительское воплощение цикла»// Проблемы художественной интерпретации: Материалы Всероссийской научной конференции 27-28 ноября 2007 года/ РАМ им. Гнесиных. – М.,2010. – 180с. С.127-136.

Важное место занимает шубертовская тема: Т.М.Русанова « Об особенностях фортепианной фактуры Шуберта»// Франц Шуберт. К 200-летию со дня рождения. Материалы Международной научной конференции. – М.: Прест, 1997. -126 с. С.95-104; Т.М.Русанова « К проблеме интерпретации сонаты Шуберта до минор» /Фортепианное исполнительство: теория, практика. Сб. трудов. Выпуск 139. РАМ им. Гнесиных. – М.,1998.- 148 с. С.90-103; Т.М.Русанова «Романтические искания» ( фортепианная соната Шуберта A-dur D 959) Интернет – конференция «Музыкальная наука на постсоветском пространстве» 15 Февраль 2010; Т.М.Русанова «Sonata Oubliee» Франца Шуберта//Романтизм: истоки и горизонты: Материалы Международной научной конференции памяти А.Караманова 24-26 февраля 2011 года/ Ред.- сост. Т.М.Русанова, Е.В.Клочкова. М.: РАМ им. Гнесиных, 2012. 400с. С.82-93.; Т.М.Русанова «О музыкальной драматургии, композиции и интерпретации «самой удивительной» сонаты Шуберта»// Традиции и перспективы искусства как феномена культуры: Сборник статей по материалам Международной научной конференции Академии имени Маймонида Российского государственного университета имени А.Н.Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство) 11-15 апреля 2017 года/ под общ. науч.ред. Я.И.Сушковой-Ириной; ред.-сост. М.А. Казачкова, Е.В.Клочкова. – М.: Академия имени Маймонида, 2017. -486с. С.272-284.

В настоящее время особенное внимание в научных трудах Т.М.Русановой уделено теме: Гнесинская фортепианная школа. Ряд статей посвящен истории становления и развития гнесинской фортепианной школы, значении трудов профессора Л.Б.Булатовой. в этом процессе. О ее роли в формулировании педагогических принципов Ел.Ф.Гнесиной, их совершенствовании и внедрении в исполнительско-педагогическую практику, в жизнь кафедры специального фортепиано ГМПИ-РАМ имени Гнесиных и кафедр специального фортепиано консерваторий, институтов искусств, музыкальных училищ и детских музыкальных школ нашей страны. Т.М.Русанова «Развитие гнесинских традиций в Уфе»// Традиции Дома Гнесиных в музыкальных учебных заведениях России и Зарубежья: Материалы научной конференции 26-29 октября 2004 года. РАМ имени Гнесиных. – М.,2004. – 80 с. С.16-28.; Т.М.Русанова «Л.Б.Булатова и фортепианная школа Е.Ф.Гнесиной»//Традиции и перспективы искусства как феномена культуры: Сборник статей по материалам Международной научной конференции Академии имени Маймонида 13-19 апреля 2015 года/ под общ. науч.ред. Я.И.Сушковой-Ириной; ред.- сост. М.А. Казачкова, Е.В.Клочкова. – М.: Государственная классическая академия имени Маймонида, 2015. – 366с. С.207-217; Т.М.Русанова «Принципы Гнесинской фортепианной школы и их осмысление в трудах Л.Б.Булатовой»// Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных, — М., РАМ имени Гнесиных, 2016 № 1 (16) Главный редактор доктор искусствоведения И.С.Стогний, 96с. С. 33-55.

Ряд работ Т.М.Русановой посвящен осмыслению многих положений оригинального учения Л.Б.Булатовой о фортепианном исполнительстве; их развитию и продолжению; расширению и разрабатыванию проблемы художественного стиля и исполнительской интерпретации. Т.М.Русанова « Исполнительское воплощение стилевых особенностей фортепианной фактуры»//Традиции и перспективы искусства как феномена культуры : Сборник статей по материалам Международной научной конференции Академии имени Маймонида 12-16 апреля 2016 года/ под общ. науч.ред. Я.И.Сушковой-Ириной; ред.-сост. М.А. Казачкова, Е.В.Клочкова. – М.: Государственная классическая академия имени Маймонида, 2016. -566с. С.271-285 и другие работы.

Значительное место в творческой деятельности Т.М.Русановой принадлежит проводимым ею в течение не одного десятка лет Научно-практическим семинарам по проблемам фортепианного исполнительства и педагогики в России и за рубежом. Семинары, включающие доклады, концертное исполнение и мастер-классы, посвящены различным аспектам фортепианного искусства: «Стилевые черты фортепианной фактуры и особенности исполнительского воплощения», «Развитие виртуозности, как практической основы исполнительской интерпретации», «От Черни к Листу», «Шуберт. Диалог классического и романтического». «К проблеме исполнительской интерпретации», «Шуберт. Диалог с Бетховеном и ранний идеал» и многие другие. Семинары проводились как для слушателей курсов ЦППК в РАМ имени Гнесиных, так и в различных учебных заведениях городов страны: Орле, Туле, Новомосковске, Электростали, Калуге, Нижнем Новгороде, Астрахани, Нальчике, Уфе, Салавате, Миассе, Магнитогорске, Днепропетровске и др., а также в странах Зарубежья: Литве, Украине, Дании, Италии, Польше.

С 2002 года Т. М. Русанова дважды в году проводит семинар-концерт-мастер класс в США в Чикаго Штат Мичиган Chicago-university, Филадельфии штат Пенсильвания Ричмонде штат Вирджиния(Curtis institute, Berman school of Music,Virginia-universitу). Благодаря концертам, лекциям, семинарам и мастер-классам Т.М. Русановой слава русской пианистической школы получает свое новое оригинальное подтверждение, как в России, так и в странах ближнего и дальнего Зарубежья.

Работа в жюри конкурсов. Т.М.Русанова принимает участие в работе Международных конкурсов и фестивалей в качестве члена или председателя жюри в России, Украине, Италии, Дании, Польше, Литве и других. Среди них: Международный конкурс пианистов и камерных ансамблей имени Стасиса Вайнюнаса в Вильнюсе (2014), Международные конкурсы пианистов имени В.С.Калинникова в Орле (с 1997 года), Международный конкурс Virtuosos Tomorrow Philadelphia USA (2016) и другие.

Педагогическая деятельность. Основное направление деятельности Т.М.Русановой – фортепианная педагогика. Общий трудовой педагогический стаж работы: 49 лет. Преподаваемые дисциплины: «Специальный инструмент», «Сольное исполнительство», «Мастерство исполнительства солиста с оркестром», «Романтический виртуозный этюд», «Исполнение оркестровых партий фортепианных концертов», «Работа с редакциями нотного текста», «Исполнение переложений симфонических партитур в качестве аккомпанемента», «Подготовительное отделение».

Наименование направлений подготовки и специальностей: 53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство (фортепиано) – бакалавриат, 53.05.01 Искусство концертного исполнительства (фортепиано) – специалитет, 53.09.01 Искусство музыкально-инструментального исполнительства (Сольное исполнительство на фортепиано) — ассистентура-стажировка. Класс специального фортепиано Т.М.Русановой окончили более 130 музыкантов-пианистов, среди которых 47 лауреатов различных Международных конкурсов, таких, как: «имени М.В.Юдиной» в Санкт-Петербурге, «имени Веры Лотар-Шевченко» в Екатеринбурге, «Русские сезоны» в Екатеринбурге, «Путь к мастерству» в Москве, «памяти Прокофьева» в Москве, «имени Гайдна» в Вене, « Citta di Barletta» в г. Барлетта, «им. Don Vincenzo Vitti» в г. Бари, Италия, Нови Сад, Сербия Макарска, Хорватия, «имени Скрябина» в Париже, «имени Вайнюнаса» в Вильнюсе, в Барселоне, Испания, «имени Гершвина» в США и многих других.

Некоторые конкурсы и лауреаты недавних лет:
Наталия Феденко: «Русские сезоны» Екатеринбург 2016 — Диплом и Специальный Приз «За лучшее исполнение сочинения С.С.Прокофьева; Международный конкурс пианистов в Варшаве 2016 –Grand Prix.

Алексей Вакер — Международные конкурсы: «Путь к мастерству» Москва 2013 Специальный приз за Лучшее исполнение Шопена; «имени М. Юдиной» в С-Петербурге 2014 Первое место; «имени Веры Лотар-Шевченко» в Екатеринбурге 2015 Второе место; «Дельфийские игры» Тюмень 2016 Первое место и Золотая медаль; «Романтизм: истоки и горизонты» К 220-летию Ф.Шуберта Москва 2017 Первое место; «Virtuosos tomorrow» Philadelphia USA 2017 Grand Prix и Платиновая медаль.

Борис Кривошеин — Международные конкурсы: в Туле 2016 Первое место; «Романтизм: истоки и горизонты» памяти Е.Ф. Гнесиной Москва 2016 Первое место; «Virtuosos tomorrow» Philadelphia USA 2017 Первое место и Золотая медаль. Яна Тимощук — «Романтизм: истоки и горизонты» памяти Ел.Ф.Гнесиной Москва 2016 Первое место.

Анастасия Милованова — Международные конкурсы: «Романтизм: истоки и горизонты» 2012 Первое место; «Malta International Competition 2014 Диплом; « Stasys Vainiunas piano competition» 2014 Диплом; «Virtuosos tomorrow» Philadelphia 2017 Второе место и Серебряная медаль.

Александра Долгова — Международные конкурсы: «Романтизм: истоки и горизонты» памяти Ф.Шуберта 2013 Первое место; «Bravissimo» Барселона 2013 Первое место; International competition Италия 2016 Первое место. Чжон Хёндон (Южная Корея) — Международный конкурс пианистов в Чехии 2016 Второе место.

Среди выпускников класса Т.М.Русановой 4 кандидата искусствоведения, член-корреспондент Российской академии естественных наук, лица, отмеченные различными государственными наградами. Выпускники класса Т.М.Русановой успешно трудятся в концертных организациях, учебных заведениях всех уровней в России и за рубежом, продолжая и развивая славные традиции отечественной фортепианной школы. Среди них: Е.Клочкова, О.Якупова, Т.Сотникова, Э.Ямалова, И. Богатова, А.Милованова, Т.Свистунова, Ю.Симонова, М.Сасыкбаева, О.Невская, Е. Крутько, Та Куанг Донг, Чжен Линь, Ким Хюн Чжун, Л.Бриль, Т.Сизова , А.Григорян, А.Лаптев, А.Долгова, И.Рябикова, Я. Тимощук, Е Смирнова, М.Холево, А.Вакер и многие другие. Активную концертную деятельность ведет А.Милованова — в Музее Скрябина дважды в году проводит экскурсию, завершая ее сольным концертом в 2-х отделениях. Выступала с Симфоническим оркестром Крымской филармонии. Дала множество концертов в городах страны. А. Вакер выступает с сольными концертами в Москве в РАМ имени Гнесиных, Русско-немецком Доме, в филармониях Томска, Воронежа, Екатеринбурга, Тюмени, также в Париже (в Зале Корто и в консерватории), Страсбурге, Лионе, — Франция; Берлин и Байрейт (Фестиваль немецкой музыки) — Германия, выступал также с симфоническими оркестрами в Астраханском оперном театре (по направлению программы «Река талантов» С-Петербургского Дома музыки), в Томской филармонии. А.Вакер и Б.Кривошеин, как победители конкурса Virtuosos Tomorrow выступали в Киммель-центре, Филадельфия США 2017 г. Продолжая и развивая направление работы своего учителя Л.Б.Булатовой по созданию Программ по специальности для студентов фортепианных факультетов, Т.М.Русановой была подготовлена и опубликована Программа для студентов заочного отделения фортепианного факультета, по которой студенты РАМ имени Гнесиных и других вузов искусств учились более 20 лет. В продолжение этой работы в настоящее время Т.М.Русанова стала автором образцовых Учебных программ по Специальному фортепиано (направление подготовки: «Музыкально-инструментальное искусство», квалификации: «специалист», «бакалавр» и «магистр»), подготовленными ею в соответствии с современным Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.

Профессионально-просветительская деятельность. Будучи в течение многих лет (с 1995г.) членом Президиума РОО «Шубертовское общество», возглавляя его концертно-просветительский отдел, а с 2010 года по просьбе Народного артиста РФ А.А.Наседкина (являвшегося в тот период Президентом ШО) исполняя обязанности Президента общества, Тамара Марковна Русанова способствовала осуществлению целого ряда интереснейших событий, связанных с популяризацией и изучением в России музыки Шуберта и других романтиков. В 1997 году широко отмечалось 200-летие со дня рождения Франца Шуберта. В мероприятиях, организованных Шубертовским обществом и его первым Президентом доктором искусствоведения Ю.Н.Хохловым, Т.Русанова участвовала, выступая с докладом на Международной конференции в Государственном институте искусствовзнания и в концертах ШО, посвященных юбилею. В концерте, состоявшемся в Шуваловской гостиной и организованном Т.М.Русановой ею была исполнена Соната с-moll D 958. Далее, впервые в стране в течение одного концертного сезона (1999-2000) был проведен фестиваль «Все (23) фортепианные сонаты Франца Шуберта», многие из которых московские слушатели услышали впервые. Участвовала в концертах цикла в качестве исполнителя и говорящего вступительное слово. Также систематически проводила другие концерты Шубертовского общества и участвовала в них.

С момента избрания и утверждения Т.М.Русановой в должности Президента РОО «Шубертовское общество» работа Общества получила новое «дыхание» и новый вектор. В настоящее время Т.М.Русанова – соавтор (вместе с выпускницей своего класса кандидатом искусствоведения Е.В.Клочковой) идеи и Художественный руководитель нового обширного совместного проекта РАМ имени Гнесиных, МГК имени Чайковского, Российского Шубертовского общества и Центра поддержки и развития современного искусства имени Алемдара Караманова.

Тамара Марковна Русанова включилась в творческую работу Центра поддержки и развития современного искусства имени Алемдара Караманова в 2005 году, став его Художественным руководителем.

Творческая направленность деятельности Центра, проводимые Центром совместно с Шубертовским обществом просветительские многоплановые пролонгированные культурно значимые проекты во многом определяются художественной позицией руководителя этих двух общественных организаций. Идеей процветания российского искусства, художественно-патриотического воспитания молодежи и вовлечения молодых деятелей искусства в процесс совершенствования и развития его лучших традиций пронизан пилотный проект Шубертовского общества и Центра Караманова — Международный форум искусств «Романтизм: истоки и горизонты». Т.М.Русановой, совместно с Е. В. Клочковой, принадлежит разработка концепции Форума, определение его четырех направлений: музыкальная наука, сочинение музыки, исполнительство и образование Также Т.М.Русанова возглавляет Оргкомитет и жюри Международных конкурсов «Романтизм: истоки и горизонты» памяти Ел.Ф.Гнесиной ежегодно проводимых в рамках Форума в Российской академии музыки имени Гнесиных. Руководимый Т.М.Русановой, совместно с Е. В. Клочковой, Международный форум искусств «Романтизм: истоки и горизонты» во всех четырех своих направлениях деятельности «набирает обороты», всё более становясь востребованной, яркой и необходимой составляющей культуры Москвы и России.

Награды. За долгие годы работы Т.М.Русанова награждена большим числом Грамот, Дипломов, Благодарственных писем, как от различных Федеральных органов исполнительной власти, так и от ведомств, департаментов и учебных заведений России и Зарубежья. Награждена Почетным знаком Министерства культуры «За достижения в культуре» (2003 г.). Присвоено звание «Заслуженного деятеля искусств Российской Федерации» (2009 г.)

Повышение квалификации: 2013 год — курсы по теме: «Инновационные методики преподавания фортепиано в учреждениях среднего и высшего профессионального образования»; 2016 год — курсы по теме: «Профессионально-педагогическое общение как ресурс повышения качества образования».

Художественный руководитель Международного форума искусств «Романтизм: истоки и горизонты»