ЦЕНТР ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА
им. АЛЕМДАРА КАРАМАНОВА


 

Е.КЛОЧКОВА. НОВЫЕ ИСПОЛНЕНИЯ МУЗЫКИ КАРАМАНОВА


В конце января 2000 года состоялись два крупных музыкальных события, связанных с именем Алемдара Караманова. Первое из них — авторский вечер двадцать девятого января в Киеве, приуроченный к представлению композитора на соискание национальной премии Украины имени Тараса Шевченко. В Киеве впервые были исполенены фортепианный концерт № 3 Ave Maria и Симфония № 23 «Аз Иисус» (шестая симфония из цикла «Бысть»). Исполнители: Национальный оркестр Украины, дирижер — заслуженный деятель искусств Украины Владимир Сиренко, солист — заслуженный деятель искусств Автономной Республики Крым Александр Яцков. А на следующий же день, тридцатого января, в Нижнем Новгороде состоялась мировая премьера Симфонии № 18 «Любящу ны» (первая симфония из цикла «Бысть»). Исполнители: Нижегородский Академический симфонический оркестр под руководством заслуженного деятеля искусств России Владимира Зивы.

К сожалению, до сих пор каждое исполнение произведений А. Караманова является исключительным событием. Сложно объяснить причины почти тридцатилетнего забвения имени А.Караманова. Можно предположить, что на судьбу музыки композитора в существенной степени повлиял его отъезд в 1965 году, после окончания Московской консерватории, в родной Симферополь, где он проживает и сейчас.


Добровольное музыкальное отшельничество, нежелание находиться в современном музыкальном социуме, тем не менее, во многом положительно сказались на творчестве А. Караманова. Подтверждением этому является не только огромное количество произведений, созданных в несуетной атмосфере Симферополя, но и то, что композитор смог сохранить свой духовный идеал, свою независимую творческую позицию, да и самого себя, свое творческое «я».

Свое композиторское предназначение А. Караманов видит в высшей духовности, в сохранении неприкосновенным своего внутреннего мира — своего творческого credo , что и предопределило единственно возможный для него путь — путь создания религиозной музыки. Хотя в его творчестве присутствуют и католические церковные жанры (Stabat Mater, Реквием, Месса), но главное — это сочинения, проникнутые духом православия. Речь не идет о жанрах православной музыки, но именно духе православия, нашедшем воплощение в ведущем жанре творчества А. Караманова — симфонии. Композитор понимает этот жанр очень широко, свободно: он воспринимает симфонию как эстетическую категорию, неразрывно связанную с религиозным источником, который является импульсом к созданию, образной и содержательной основой. Вот что по этому поводу говорит сам композитор: «Я стремился прочесть ту великую мощь побуждений, которая создавала религиозные тексты Священного Писания. Их глубочайший внутренний симфонизм давал возможность воплотить этот интеллектуальный материал в чисто музыкальной, симфонической композиции». Воплощение такого замысла потребовало не просто одного или нескольких произведений, а создания масштабных циклов, проникнутых единой концептуальной идеей. Центральными являются два симфонических цикла: цикл из четырех симфоний (десяти частей) «Совершишася» по четырем Евангелиям и цикл из шести симфоний «Бысть» по Апокалипсису. По словам А. Караманова эти два цикла могут быть названы «Симфоническим музыкальным Евангелием» и «Симфоническим музыкальным Апокалипсисом».

Эта обретенная «карамановская» тема воплощена средствами, на первый взгляд, традиционного симфонизма. Традиционного — в смысле опоры на русскую симфоническую классику. Для А. Караманова русская классическая музыка является неисчерпаемым интонационным фондом, который переосуществляется в горниле его собственного творческого горения в совершенно индивидуальные, неповторимые музыкальные откровения.

Музыка А. Караманова обладает гипнотическим энергетическим воздействием, поэтому каждое новое соприкосновение с ней вызывает страстное желание влиться в звуковой животворящий процесс, приобщиться к музыкальному таинству, внимая каждому слову живой проповеди этой музыки.

Однако исполнение симфонии А. Караманова — нелегкая задача. Симфонические партитуры композитора масштабны и в лучшем смысле слова роскошны. Огромный состав оркестра (расширенная группа ударных, введение различных электронных инструментов), многослойность вертикали образуют предпосылки для необыкновенно богатого, чарующе красочного звучания. Все это создает определенные трудности для дирижера, связанные с распределением звучности, нахождением точных динамических соотношений в многослойной фактуре, особенно в кульминационные моменты, которые отличаются у А. Караманова необыкновенной светоносной энергией, озаряющей мощностью, ликующей экстатичностью. Симфония «Аз Иисус» изобилует такими кульминациями.

Проблемы эти встали и перед дирижером В. Сиренко, исполнявшим в Киеве эту симфонию. По его признанию перед ним стояла и еще одна сложная задача — интерпретации формы. Надо было постичь своеобразную логику организации симфонии, услышать, ощутить цельность огромного одночастного произведения.

И все-таки — помимо технологических проблем — самым важным остается, конечно, духовное постижение, раскрытие сакрального смысла музыки симфонии. А. Караманов советует при ее исполнении (или прослушивании) обращаться к религиозному источнику, но одновременно замечает, что это не всегда необходимо, так как достаточно уже программного названия, которое заключает в себе основную идею сочинения «Аз Иисус»: «Я Иисус послал Ангела Моего засвидетельствовать вам сие в церквах. Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя» (Откр. 22, 16). Основной идеей симфонии «Аз Иисус» является духовное восстановление, создание образа Града Божия — Нового Иерусалима.

В. Сиренко позволил себе, исходя из общей программной направленности симфонии, выстроить собственную концепцию: это, по его словам, преодоление зла, страдания, смерти, возможность припасть к чистому незамутненному источнику. Аура добра и света озарила собой весь концерт в Киеве. Она исходила и от игры А. Яцкова — большого поклонника музыки А. Караманова. Рассказывая о «безумном» увлечении музыкой концерта Ave Maria, он подчеркивал, что ее «сумасшедшая красота» уносит к таким высотам духа, где земное сливается с небесным. Вторая часть, по выражению А..Яцкова — это «молитва музыканта, обожествляющего Музыку».

Кстати, А..Яцков не только исполнитель, но и активный пропагандист музыки А. Караманова. С тринадцатого по двадцать второе ноября 2000 года в Симферополе состоится уже Третий Международный конкурс молодых пианистов имени Алемдара Караманова. А.Яцков является художественным руководителем этого конкурса.

Симфония «Аз Иисус» и концерт Ave Maria были удостоены национальной премии Украины имени Тараса Шевченко. Союз композиторов Украины, представляющий музыку А. Караманова на соискание этой премии, отмечает, что «это настоящее национальное достояние, которым Украина может по праву гордиться!» Да, Украина всеми силами стремится сейчас «захватить монополию» на А. Караманова. Честь ей и хвала, так как для музыкантов главное — звучание музыки композитора, а не национальные амбиции. Хотя, нельзя не пожалеть о том, что Россия менее внимательна к творчеству композитора, становление которого происходило здесь, в России, под влиянием русской культуры. А. Караманов ­композитор, принадлежащий не только одной Украине или России, но всему миру.

И действительно, за последние десять лет с творчеством А. Караманова были связаны немногочисленные, но запомнившиеся события, происходившие в разных странах: концерт, состоявшийся в 1994 году в Москве в Большом Зале Консерватории, на котором Московский симфонический оркестр (дирижер Антонио де Альмейда) исполнил Третью симфонию и Третий концерт для фортепиано с оркестром Ave Maria (солист Владимир Виардо). В 1995 году состоялся концерт в Лондоне, в Вестминстерском аббатстве, где были исполнены «Stabat Mater» и Ave Maria (дирижер Э. Табаков, солист К. Щербаков). В 1997 году осуществлена запись Двадцать второй и Двадцать третьей симфоний («Бысть» и «Аз Иисус») Берлинским симфоническим оркестром под управлением Владимира Ашкенази. Известно, что двадцать третьего апреля 2000 года в Монпелье (Франция) в рамках фестиваля «Религиозная музыка» Владимир Виардо исполнит Третий концерт Ave Maria.

Приятно отметить, что в перечне этих блистательных имен российские музыканты тоже заняли свое место. Мировая премьера симфонии «Любящу ны» тридцатого января 2000 года в Нижнем Новгороде вызвала настоящее восхищение. Не может не радовать стремление дирижера Владимира Зивы исполнить все симфонии цикла «Бысть». Есть надежда, что эта музыка, наконец, прозвучит и в Москве.

Однако основной массив творчества композитора остается до сих пор неизвестным слушателю. «Молчит» «Реквием» (кстати, один из первых написанных современными отечественными композиторами), «молчит» «Совершишася» — грандиозная симфоническая эпопея. Остается неисполненной Четвертая симфония из цикла «Бысть» — «Град велий».

«Я не гонюсь за славой, я просто хочу, чтобы люди услышали мою музыку», — признался как-то композитор. Теперь мы можем, воспользовавшись словами В. Горностаевой, произнесенными еще десять лет назад, сказать: «пришел срок, настал черед музыке А. Караманова».

Вспоминающиеся строки Евгения Евтушенко:

«Эпохи сила основная

не в тех, кого все узнают,

а в тех, кого еще узнают»,

кажется, обретают в связи с А. Карамановым свой конкретный смысл.


«Российская музыкальная газета, 2000 № 3 (44).