Е.КЛОЧКОВА. СИМФЕРОПОЛЬСКИЙ ОТШЕЛЬНИК
Поезд Москва – Симферополь. Через несколько часов произойдет встреча, которая ожидалась так долго.
Четыре года назад я впервые услышала музыку Алемдара Караманова. Она явилась как чудо. Казалось, эта музыка должна звучать везде, так она прекрасна и духовно возвышена. Удивляла совершенно необыкновенная судьба композитора. Было известно, что Алемдар Караманов после окончания Московской консерватории с 1965-го года постоянно живет в своем родном Симферополе. Там в полной самоизоляции и отчужденности от суеты современной жизни он творит грандиозные музыкальные произведения, которые пока еще очень редко «прорываются» к слушателю. В рассказах музыкантов Караманов представал как некая легенда, мифическая фигура в современной отечественной музыке. О нем говорили как о композиторе – пророке, своеобразном маргинале, который в 60-ые годы полностью изменил свою музыкальную позицию: был одним из самых передовых авангардистов, а потом внезапно отказался от авангарда. Он сделал это раньше, чем другие композиторы его поколения – такие как А. Шнитке, В. Сильвестров, А. Пярт, - поэтому пришелся «не ко времени», остался непонятым и на долгое время забытым.
Творческий перелом, произошедший в 1965г., был вызван обретением Веры, обращением к Богу. Смыслом творчества для композитора стала религия, выражение ее духа и сущности средствами современного музыкального языка. «Я стремился вложить дух симфонизма, которым я владею, в содержание религиозных документов», – говорит А. Караманов. Выбор нового пути предопределил и новую жизнь, главной чертой которой явилось добровольное одиночество и почти монашеская сосредоточенность. На первый взгляд, не так уж просто отречься от блестящей карьеры, жизни в столице, общения с коллегами, но для А. Караманова это оказалось вполне естественным. Благородство задачи, граничащее с подвигом – обратить свое творчество на хвалу Богу, в стране воинствующего атеизма - вылилось в грандиозность воплощенных замыслов: симфонический цикл из десяти частей «Совершишася» по четырем Евангелиям, цикл из шести симфоний «Бысть» по Апокалипсису, две симфонии под общим названием «In amorem et vivificantem» («И во любовь животворящую»), Stabat Mater , Реквием, Месса, Третий фортепианный концерт « Ave Maria » и другие произведения.
Зная о моей страстной увлеченности музыкой Караманова, многие задают вопрос: где именно я впервые услышала ее, как произошло первое с ней знакомство?
Январский день 1996г. был переполнен событиями, многие из которых ныне воспринимаются как символические. Даже в географическом отношении путь, проделанный мною в этот день, совсем не прост: Троице-Сергиевская Лавра, Малый зал Московской консерватории, а далее дом Марины Цветаевой в Борисоглебском переулке. Именно там, впервые, я услышала музыку Алемдара Караманова, в двух фильмах режиссера Артура Зариковского: «Страсти по Уитмену» и «Киноэскиз о жизни и смерти» (с участием Анастасии Цветаевой). Эмоциональная память хранит полученное впечатление от этих фильмов. Они находились, да и до сих пор находятся, в кричащем противоречии тому потоку агрессивной глупости, который круглосуточно обрушивается на наше сознание с телеэкранов. В фильмах Зариковского заложена полифония смыслов, образов, символов, притягивающих к себе глубиной и неоднозначностью. Для меня киноленты Артура Зариковского с музыкой Караманова явились импульсом, озарившим последующее собственное творчество и жизнь. Я бы назвала эти работы некими «кино-симфониями». И не потому, что в них очень сильна роль используемой музыки, а потому, что в них обнаруживается некое универсальное музыкальное начало: звучит сама «ткань» фильма, звучит и развивается по музыкальным симфоническим законам. А фрагменты музыки Алемдара Караманова (взятые из разных его произведений: Stabat Mater , 20-ой симфонии, 3-го фортепианного концерта) являются не просто фоном, но самостоятельным пластом в многослойной партитуре фильма.
Следующим этапом моего знакомства с музыкой Алемдара Караманова было прослушивание, а потом разучивание и исполнение Третьего фортепианного концерта «Ave Maria». Не могу забыть своего первого впечатления от этого концерта в исполнении Владимира Виардо и Московского Симфонического оркестра.
C овершенно отрешаешься от окружающей реальности, переносишься в иное бытие, в другое ощущение времени и пространства. Концерт открывает некоторые тайны Богообщения через музыку, собственный мистический опыт композитора, устремленность души к горнему миру. Поэтому в музыке царит какая-то необыкновенная красота, чистота и упоенность. Для меня особенно дороги в музыке концерта не только ее яркость и лучезарность, но и совершенно необыкновенное ощущение тишины. Как в жизни не хватает именно такой – несуетной, напоенной созерцанием, звучащей тишины! Многие говорили мне, что при звучании музыки этого концерта их охватывает молитвенное состояние, желание опуститься на колени.
Когда впервые соприкасаешься с творчеством Алемдара Караманова, поражает как бы «несовременность» его музыкального языка, отсутствие в нем знаков «модернистического сознания». Кажется, что эта музыка могла быть создана в прошлом веке. Но это далеко не так. В ней как бы слышится все прошлое музыкальное наследие, но переосмысленное на новом уровне (прежде всего русская классическая школа: Рахманинов, Скрябин, Прокофьев, Шостакович). А. Караманов стоит как бы между русской классикой и авангардом: ничего не разрушает, но созидает на основе сложившейся богатейшей традиции.
И вот я в Симферополе. Открывается дверь, и я попадаю в «обитель» композитора, где вдалеке от всего мира, многие годы он творит свою Музыку. Внутренне не легко оказалось переступить порог дома, который многие годы является «отшельническим убежищем», где созданы самые значительные произведения Караманова и где до сих пор его посещают музыкальные откровения.
Несколько дней общения с композитором были наполнены ощущением вовлеченности в тот совершенно особый мир, который он создал вокруг себя. Это мир «боговдохновенной музыки». Многое покоряло в беседах с автором: его совершенное знание Библии (почти наизусть), потрясающие пианистические возможности: его собственные симфонические произведения на фортепиано звучали во всей оркестровой красочности и мощи. Но главное – это, конечно, сама музыка, которая сразу же комментировалась композитором.
Иногда начинало казаться, что теперь я лучше понимаю причины, которые вызвали сознательное одиночество композитора. И одна из них состоит в том, что одиночество помогло ему остаться свободным, взять на себя миссию проповедника Вечной истины, Бога живого.
На титульном листе первого произведения, которое открывает «религиозный» период творчества композитора – десятичастного симфонического цикла «Совершишася», имеется такая запись: «Посвящается Церкви Божией. Сочинено по вдохновению свыше рабом Божиим Алемдаром Карамановым». Создавалось оно в 1965 – 1966 гг. В это же время Алемдар Сабитович крестился в православной церкви Всех Святых в Симферополе. Симфонический цикл, имеющий полное название «Совершишася во славу Богу во имя Господа Иисуса Христа», сочинен: «По Евангелию от Матфея, Марка, Луки и Иоанна, с новой песнью на псалом Давида № 117. Во исполнение пророчества Давидова: «Воспойте Господу песнь новую; воспойте Господу, вся земля», и пророчества Исайина: «Пойте Господу новую песнь, хвалу Ему от концов земли», и пророчества Иоаннова: «они поют новую песнь пред престолом и пред четырьмя животными и старцами».
Во время моего пребывания в доме композитора, музыка «Совершишася» в фортепианном исполнении Алемдара Сабитовича звучала постоянно. Каждая тема в ней запечатлевает образ из Священного Писания. Но цикл является не просто музыкальным воплощением евангельских событий, скорее в нем средствами музыки передана сама их суть, глубокий смысл, сокрытый в каждом слове Евангелия. Каждая часть этого «Музыкально - симфонического Евангелия» имеет программное название: 1.«Ибо так возлюбил Бог мир». 2. «Таковых есть Царство Небесное». 3. «По-еврейски, по-гречески, по-римски».4. «Совершилось». 5. «Тот, которого пронзили». 6. «Ударяя себя кулаком в грудь». 7. «Одеждами, смоченными ароматами». 8. «Его здесь нет. Он воскрес». 9. «Были всегда в церкви». 10. «В славе Отца своего». Смысл авторских программных названий заключен в стремлении композитора направить слушателя на более глубокое «прочтение» музыки, выявление всех ее идейных мотивов, стоящих за музыкальным воплощением. Названия частей «Совершишася» взяты из Евангелия, и для каждого верующего человека должны быть легко узнаваемы и понятны. Должны быть. К сожалению, мы не всегда настолько хорошо знаем Писание, чтобы сразу понять смысл цитируемого стиха, да к тому же и Библейские строки почему-то с трудом задерживаются в нашей памяти. Каждый, в ком еще не умерла потребность в духовном, наверное, сам задумывается о причинах, разрушающих в нем стремление к познанию Божественных истин. Музыка «Совершишася» как раз и зовет к обращению к Богу, к открытию двери сердца и принятия в него Господа: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3,20).
Совершенно особенным оказался один из дней моего пребывания в Симферополе: поездка вместе с композитором за город, на то место, где создавалась Первая симфония цикла «Бысть». Как характерно, что «свидетелями», а может быть, и своеобразными источниками творческого вдохновения автора были просторы полей и беспредельность неба, а не стены дома. Ведь музыка эта словно «сошла» с небес, к нему она и устремляется. Алемдар Сабитович рассказывал, что он всегда сочинял на ногах, никогда не сочинял за столом: «Я ходил спокойно, день за днем, годы за годами, в изумительной тишине, прекрасной природе вынашивал все это». Чувство особой связи с природой у композитора было всегда. Еще когда ему было 14 лет, он говорил матери: «Мне иногда кажется, что я какой-то большой инструмент, даже не рояль, а что-то очень большое. Когда я вижу море, горы или лес, или ночное звездное небо, это меня так волнует своей красотой, и тогда инструмент начинает звучать. Звучит музыка, звучит оркестр, оркестр звучит у меня в голове, в сердце, во всем моем существе».
Цикл из шести симфоний «Бысть» создавался в 1976-1980 годы. В нем заключены главные, ключевые образы Апокалипсиса. Центральный из них – Образ Царствия Небесного. Необыкновенная вовлеченность композитора в воспеваемую им тему, такое глубочайшее проникновение в религиозный источник, что образы Апокалипсиса и собственные зовы сердца как бы сливаются в одно нерасторжимое целое, позволили композитору создать совершенно уникальное произведение. Особенно поражает неповторимая, всегда индивидуальная, форма каждой симфонии. Она, как и форма видений Апокалипсиса – всегда разная. Форма диктуется категориями сюжета, языком музыки говорится то, что выражено словом в Апокалипсисе. Я убеждена, что весь «Музыкально- симфонический Апокалипсис» Караманова – «Бысть» – рожден из собственного внутреннего напряженного молитвенного состояния и интенсивного Богообщения.
Близился день отъезда. В последние дни Алемдар Сабитович особенно много импровизировал. Импровизации эти запечатлелись в душе как звуки, манящие к необыкновенным тайнам красоты. Тогда пришло осознание, что непознаваемость тайны возвышает не менее, чем познание истины.
Когда я уезжала из Симферополя, меня не покидало чувство горечи: ведь так мало людей могут прикоснуться к музыке А.Караманова, приобщиться к ее глубинам.
Я вспомнила, как летом, до поездки в Симферополь, была в Центре нотных материалов (в Москве), где хранятся многие партитуры композитора. Как соразмерить эти пыльные, растрепанные, втиснутые в небольшое пространство на самом полу, папки партитур, с музыкой, открывающей запредельные пространства духа? Как это соразмерить, понять, осмыслить, когда душа расширяется от наполняющей ее музыки? А вдруг случится пожар в хранилище и погибнет великая музыка? И мы так и не услышим ее? У меня иногда даже возникает такая мысль: может быть, мы недостойны слушать эту музыку? Если нас «за веревки страстей влачит по помойкам жизни дьявол» (В. Медушевский), может быть, мы действительно недостойны? Поэтому она и не исполняется, не пришло еще время?
А над головой, где-то в беспредельном небе сияет звезда (малая планета), открытая 6 сентября 1980г. Крымской астрофизической обсерваторией и названная – «Караманов» (№4274). Ведь свет от этой звезды сияет!
Елена Клочкова «Музыка и время» (2001г. № 2) под названием «Да будет Мне по слову твоему».
|