ЦЕНТР ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА
им. АЛЕМДАРА КАРАМАНОВА


 

Г.СВИРИДОВ. В ДОБРЫЙ ПУТЬ


Летом этого года мне привелось познакомиться с группой молодых композиторов, оканчивающих Московскую консерваторию. В качестве председателя экзаменационной комиссии я прослушал произведения девяти выпускников теоретико-композиторского факультета; из них четверо представляли современную русскую музыку (А. Караманов, А. Шнитке, Б. Троцюк, Э. Захаров), остальные же олицетворяли национальные культуры братских народов Советского Союза и зарубежных стран — Таджикистан (X. Абдуллаев и А. Хамдамов), Китай (У Цзу-чан), Корею (Хон Су Пхе, Тен Чу).

<…> Наиболее талантливые и творчески многообещающие из названных композиторов пока еще находятся в периоде брожения, пытливых поисков своей темы, своего стиля. Это А. Караманов и А. Шнитке. Их произведения свидетельствуют о высоком профессионализме и отличной музыкальной эрудиции. Оба превосходно владеют искусством оркестровки. Сочинения названных авторов позволяют судить о довольно порядочном уровне технологической подготовки, полученной ими в стенах консерватории. Молодые авторы умеют строить крупную музыкальную форму, владеют методами симфонического развития, свободно и целесообразно применяют средства окрестровой выразительности.
<...> Яркое впечатление производят работы А. Караманова (класс С. Богатырева). Он, несомненно, обладает сильным, оригинальным дарованием. Мы слышали его Симфониетту, фортепьянный концерт (уверенно, с молодым задором сыгранный самим автором), симфоническую сюиту, увертюру, несколько хоров. Этот юноша словно напоен музыкой, в нем бродят молодые силы, порой еще не находящие ясной цели. Иногда музыка Караманова напоминает по своему общему тонусу искусство юного Прокофьева — та же мускулистость, неуемный задор; динамизм, жизнелюбие. К этому еще присоединяется богатая, цветистая фантазия южанина (Караманов родом из Крыма), склонность к буйным, сочным краскам, к пестрой, несколько преувеличенной фантастике. Во всем этом чувствуются признаки своего художественного мира, пусть еще не осознанного до конца, но — яркого и своеобразного, отнюдь не подражательного. Особенно свежее впечатление произвела Симфониетта, очень колоритная и увлекательная по музыке, а также некоторые страницы из симфонической сюиты. Очень свеж, импульсивен, жизнерадостен фортепьянный концерт, хотя в нем порой ощущаются черты эклектического смешения стилей. <…>

«Советская музыка», 1958 № 7.