В.МАНОВА. АВТОРСКИЙ КОНЦЕРТ КАРАМАНОВА В КАЗАНИ
26 декабря 2002 года в Казани состоялся концерт, впервые посвященный творчеству выдающегося современного композитора Алемдара Караманова. Концерт прошел благодаря личной поддержке Насимы Столяровой – руководителя aппарата Комиссии по избирательному законодательству Государственной Думы Федерального собрания Российской федерации, Александра Салия – заместителя Председателя Комитета по государственному строительству Государственной Думы ФС РФ. В организации концерта принимал участие Рубин Абдуллин – ректор Казанской государственной консерватории им. Н. Г. Жиганова. Инициатор проекта – профессор Барселонской академии музыки - Семен Сон. В концерте принимали участие Симфонический оркестр Казанской государственной консерватории им. Н.Г. Жиганова, дирижер – Лауреат международных конкурсов, художественный руководитель и главный дирижер симфонического оркестра им. С. Рахманинова Эдуард Гулбис (Москва), солистка – Лауреат международных конкурсов Елена Клочкова (фортепиано, Москва).
Концерт, прошедший в Казани, в ГБКЗ им. С. Сайдашева, стал знаменательным и неординарным событием культурной жизни татарской столицы. Впервые здесь звучала музыка нашего современника, крупнейшего композитора-симфониста Алемдара Караманова. Концерт объединил московских и казанских музыкантов – студенческим оркестром Казанской консерватории дирижировал московский дирижер Эдуард Гулбис, солистка - московская пианистка Елена Клочкова.
Имя Алемдара Караманова хорошо известно в Москве, в Крыму – на его родине, за рубежом – в Германии, Англии, Америке… Но на отечественных сценах его произведения звучат редко, а с его творчеством знакомо лишь небольшое число музыкантов. Караманов принадлежит к тому типу художников, которые абсолютно лишены саморекламы, стремления к славе и признанию. Более того, с 1965 года композитор постоянно живет в своем родном городе, Симферополе, вдали от центра музыкальных событий – Москвы, предпочитая тишину и покой маленького городка суетности огромного мегаполиса. Однако его отшельническая жизнь отрицательно повлияла только на судьбу его произведений, на их почти полную – убеждена, временно – неисполняемость, но ни в коей степени не на творчество. Количество произведений, созданных композитором поражает, среди них: 24 (!) симфонии, Реквием, «Stabat Mater», Месса, 3 фортепианных концерта, 2 струнных концерта, 3 струнных квартета, большое количество инструментальной, вокальной и камерной музыки, а также музыки к кинофильмам: «Обыкновенный фашизм» (реж. М. Ромм), «Стратегия победы», «Любовь с привилегиями», «Хоровод» (реж. В. Кучинский).
«Инертность» композитора, нежелание «продвигать» свои произведения (в чем многие его упрекают), компенсируется огромным творческим наследием. У него действительно не оставалось времени ни для «устройства» собственной музыки, ни для устройства личного благополучия, все было полностью посвящено сочинению и поэтому творчество и внешне самая скромная жизнь сливались в одно нерасторжимое целое. Невозможно сказать об Алемдара Караманове, что он живет почти что в ссылке и ничего не хочет замечать, пишет музыку для узкого круга почитателей. Он просто не хочет быть причастным к социуму, в котором нарастает тенденция вытеснения настоящего искусства, грозящая его полным исчезновением. Трудно представить музыку Караманова, звучащую на каком–либо «коммерциализированном» мероприятии, расчитанном на шумную рекламу, большие гонорары. Композитор остается непреклонным в своих творческих убеждениях: он служит высшему, бескомпромиссному Искусству. Караманов остается живым классиком, чье творчество несет силу и откровение Истины. Многие слушатели после концерта, прошедшего в Казани, говорили, что благодаря творчеству Караманова они поверили в то, что настоящая музыка еще жива.
В произведениях последних лет Алемдар Караманов постоянно обращается к религиозным Писаниям. Достаточно назвать два его огромных симфонических макроцикла – десятичастный «Совершишася» по четырем Евангелиям и цикл из шести симфоний «Бысть» по Апокалипсису. Эта музыка воспринимается как некая духовная проповедь, обращенная к миллионам сердец. Именно потому она так нуждается в самой широкой пропаганде, в открытии ее для всего мира.о мира.
Каждое новое исполнение произведений А. Караманова вносит свою лепту в этот процесс. На концерте в Казани прозвучали сочинения разных лет: Седьмая симфония «Лунное море» (1958 г.), Третий фортепианный концерт «Ave Maria» (1968 г.), Весенняя увертюра для оркестра (1984 г.). Каждое из них давало возможность представить богатейший художественный мир автора: неординарность и емкость содержания, блестящее владение большим оркестром, своеобразие драматургического и композиционного решений.
Симфония «Лунное море», написанная еще во время обучения в Московской консерватории, воспринимается, однако, как абсолютно зрелое, стилистически ярко очерченное сочинение. Его необыкновенно красочная, «завораживающая», постоянно переливающаяся различными тембрами, оркестровая палитра рисует не просто картину моря, но и его различные состояния: от мятежной взволнованности до величественной могущественности. Кульминации в симфонии буквально захватывают дух экстатическими взлетами, внезапными «леденящими» провалами. Пронзительно-напряженная звучность меняется на тихо-мерцающую, едва трепещущую, передавая всю изменчивость и прихотливость таинственной, непознаваемой морской стихии.
Фортепианный концерт «Ave Maria», написанный уже в зрелый период творчества, отражает религиозные искания композитора, его духовную устремленность к Богу, к вере. Потрясает необыкновенная чистота и лучезарность этой музыки, рожденной молитвенным состоянием души. В ней открывается какая-то непостижимая радость ощущения Божьего присутствия.
Весенняя увертюра для оркестра – одно из поздних сочинений композитора, созданных уже после религиозных опусов. Образные контрасты в ней доведены до предела – от чистейшей, нежной песенности, до угрожающих апокалиптических tutti , бушующих кульминаций.
Сочинения Караманова очень сложны для исполнения, требуют не только особого качества звука (как у солистов, так и оркестровых групп), способности «собрать» огромную импровизационную форму, но также воссозданием особого духовного содержания, связанного с постижением высшего, запредельного мира, религиозных откровений и таинств. Недаром композитор говорит, что для того, чтобы хорошо сыграть его музыку, надо слиться с Богом.
Главным «героем» прошедшего концерта, конечно, явился Симфонический оркестр студентов Казанской государственной консерватории. Он превосходно справился не только со всеми техническими трудностями, которых немало в музыке Караманова, но и сумел проникнуться ее духом, красотой и возвышенностью. Поразило и приятно порадовало отношение молодых музыкантов к музыке композитора. Ранее неизвестная, она оказалась для них необыкновенно притягательной. Вдохновенное исполнение не оставило сомнения в том, что студенты увлечены ею и испытывают при исполнении колоссальный подъем. Конечно, за этим стояли многодневные, многочасовые репетиции. И, потому, безмерна благодарность, которую следует выразить дирижеру – Эдуарду Гулбису. Искренний и верный друг, и почитатель Алемдара Караманова, он является, одновременно, превосходным интерпретатором его музыки, и, кстати, одним из первых в России. В 1964 г., в Горьком, под его управлением прозвучали Симфониетта и Второй фортепианный концерт в исполнении автора. В Красноярске готовится мировая премьера Первой части цикла «Совершишася» (в январе 2003 г.), где он будет дирижировать Красноярским академическим симфоническим оркестром. Стиль Э. Гулбиса отмечен высоким профессионализмом, маэстро необыкновенно чуток ко всем нюансам партитуры, точен в реализации авторского замысла. При этом ему удалось передать непосредственность, некую стихийность, импровизационную свободу, яркую эмоциональность карамановской музыки. Такое отношение передалось и оркестрантам. Думается, студенты долго будут помнить не только состоявшийся концерт, но и радость общения с превосходным музыкантом.
Исполнение Третьего концерта «Ave Maria» Еленой Клочковой было наполнено особой трепетностью. Он прозвучал как музыкальная молитва – то страстная, то скорбно-величественная. Все технические сложности, которыми изобилует фортепианная фактура концерта отошли на второй план, стали лишь формой, через которую выявлялся глубокий смысл произведения. Отметим разнообразнейшие звуковые находки – от еле уловимых, испаряющихся, улетающих, до мощнейших, лучезарно-искрометных. Музыка концерта и его исполнение Е. Клочковой абсолютно не вписываются в модное ныне понятие «новый русский пианизм». Здесь не было внешней виртузности, порой ничего «не выражающей» беглости пальцев, господствовало полное погружение в звуки, в их одухотворяющую красоту и таинственную сущность. На первый план выходила не личность исполнителя, а сама музыка, ее многообразные нюансы и состояния. Это была не игра, а искреннее, выстраданное музыкальное переживание.
Состоявшийся концерт стал не только событием музыкальной жизни Казани, но своеобразной духовной акцией. Неоценима помощь в его организации, которую оказали люди, по-настоящему оценившие творчество А. Караманова и его значение для нашего искусства. Как сейчас не хватает именно таких спонсоров, распознающих в культуре настоящее, а не поддерживающих друзей и знакомых, нередко в творческом отношении весьма посредственных. Концерт состоялся благодаря поддержке Насимы Столяровой – руководителя Аппарата Комиссии по избирательному законодательству Государственной Думы Федерального собрания Российской федерации, Александра Салия – заместителя Председателя Комитета по государственному строительству Государственной Думы ФС РФ. Бесценна их помощь в проведении концерта и стремление, направленное к возрождению духовности в нашей стране. В организации концерта принимал участие Рубин Абдуллин – ректор Казанской государственной консерватории им. Н. Г. Жиганова. У истоков этого проекта стоял замечательный музыкант, давний почитатель Алемдара Караманова – профессор Барселонской академии музыки – Семен Сон. Благодаря этим людям состоялся настоящий музыкальный праздник на казанской земле, принесший радость и вдохновение от общения с «музыкой небесной красоты, лучезарности и светоносности» А. Караманова.
Виктория Манова. «Музыка и время» (2003 г. № 3)
|